Чугунные лестницы. Особенности производства

Процесс изготовления литой лестницы занимает у высокопрофессиональных специалистов от двух недель до трех месяцев интенсивной и слаженной работы. Срок создания чугунной лестницы варьируется в зависимости от сложности проекта и наличия иных параллельных заказов на то или иное изделие из художественного литья.

Самым важным в этом длительном и трудоемком процессе производства лестницы считается первый этап работ, ответственными за который являются конструктор и дизайнер. Специалисты выезжают на детальную беседу с заказчиком и подробный осмотр объекта. Выполнив необходимые замеры, конструктор определяет тип будущей лестницы и размеры всех составляющих ее деталей. В ходе подробной беседы с клиентом дизайнер составляет художественный образ лестницы, соответствующий требованиям заказчика и стилистике объекта. Далее в обязанности конструктора входит создание полного технического проекта литой лестницы, а дизайнер в свою очередь, учитывая чертежи конструктора, дорабатывает стилистический облик будущего изделия до мельчайших подробностей. Готовый проект передается в руки технолога, который подбирает необходимый метод литья для качественного и быстрого выполнения заданного изделия. После чего чертежи попадают в модельный цех, где, следуя эскизам, скульпторы и модельщики выполняют из глины, гипса и пластмассы прототипы литых элементов лестницы. В литейном цехе в работу вступают формовщики, плавильщики, заливщики, восковщики и обрубщики. Получив образцы будущих изделий, специалисты литейного цеха приступают к их воплощению в чугуне или бронзе.

Существует три наиболее распространенных типа художественного литья: в земляные формы, в холодно-твердеющие смеси (ХТС), а также литье по выплавляемым моделям. Первые два способа литья в земляные формы и холодно-твердеющие смеси начинаются с изготовления пластиковой модели каждой детали лестницы. На 3D фрезерном станке из модельного пластика создают площадку, ступень, балясину, столб и другие необходимые составляющие лестничной конструкции. При первом методе литья полученные пластмассовые образцы отдельных элементов лестницы засыпают песчано-глинистой смесью и прессуют. При извлечении моделей в уплотненном составе образуются полости, в которые и заливают потом расплавленный металл. Технологию литья в земельные формы применяют в основном для производства лестничных площадок, ступеней и простых по дизайну балясин.

Второй вид художественного литья отличается от первого лишь составом используемой формовочной смеси, песок смешан не с глиной, а со смолами холодного отвердевания. Такой тип смеси позволяет добиться более твердой поверхности литейной формы, что дает уникальную возможность создавать чугунные и бронзовые элементы лестниц с мелкими узорами за счет сложной «кусковой» формовки.

Третья разновидность литья основана на свойстве воска плавиться при нагревании. Вначале скульптор создает гипсовые или глиняные копии лестничных деталей, поверхность которых должна быть идеально воспроизведена без единой неровности и шероховатости. Любая неточность способна отразиться на качестве восковых моделей, а в последствие и на самих чугунных изделиях. Размеры гипсовых моделей должны превышать реальные величины литых творений примерно на пять процентов, учитывая усадку воска при затвердевании, а в последствие металла и необходимый припуск на механическую обработку готовых деталей. Эталоны из гипса, глины покрывают слоем полимерной резины, который быстро твердеет на воздухе. После чего резиновая оболочка разрезается и из нее извлекается ранее созданная скульптором модель. Полученную резиновую форму заливают расплавленным воском. Созданные из воска твердые модели будущих изделий покрывают огнеупорным порошком с силикатным связующим. После того как нанесенный слой смеси становится твердым, модель нагревают, и расплавленная восковая масса покидает образовавшуюся емкость. Оболочку обжигают в печи, и получают прочную одноразовую литейную форму. Данный вид литья используют для изготовления наиболее сложных, насыщенных рисунком лестничных элементов, в том числе и бронзовых.

Технолог, оценив уровень сложности конструкции и замысловатость стилистики будущей лестницы, избирает наиболее подходящий для ее производства метод литья. Порой все составные части лестничной конструкции изготавливают по одной технологии художественного литья, чаще всего работают с земельными формами, а иногда приходится применять и все три вышеописанных способа. В обязанности технолога входит контроль результатов работы таких специалистов, как модельщик, формовщик, плавильщик, заливщик, восковщик и обрубщик. Несомненно, что при наличии уже готовых гипсовых или пластиковых образцов работа над созданием литой лестницы упрощается, и сроки ее изготовления сокращаются.

Как только художественная отливка остывает, ее извлекают из формы и подвергают тщательной обрезке. Обрубщик доводит внешний вид литых элементов до совершенства, убирая образовавшиеся в процессе литья литники и облой. Далее детали из чугуна попадают на участок механической обработки и сборки. Ступени, торцы балясин и столбов фрезеруют, а также просверливают в них крепежные отверстия, в которых в последствии нарезают резьбу. Там же проводят и токарные работы, если они необходимы. Затем происходит предварительная сборка лестничной конструкции, сборщики четко проверяют наличие всех составных элементов лестницы и на специальной платформе-стапеле собирают изделия в единую сложную конструкцию для юстировки. После лестницу разбирают, помечают очередность деталей и отдают в цех покраски и упаковки. Для увеличения срока коррозионной стойкости маляр сначала покрывает продукцию цинкообразующим грунтом, а лишь потом осуществляет декоративную покраску, выделяя значимые элементы предложенного эстетического образа лестницы. Транспортируют лестницу в разобранном, упакованном виде, по прибытии на объект ее аккуратно собирает и устанавливает бригада монтажников.

По типу конструкции лестницы можно разделить на маршевые, винтовые и спиральные. Несмотря на то, что маршевая лестница занимает достаточно большую часть жилого пространства и отвлекает на себя основное внимание, она является наиболее частным и всеми любимым гостем в многоэтажных апартаментах и загородных коттеджах. Конструкция маршевой лестницы привлекает невероятной комфортностью и проверенной временем безопасностью в использовании, а также шикарным внешним видом, который не знает границ в декоративных дополнениях. Стандартные лестничные строения этого типа в основном состоят из одного, двух и реже трех маршей, которые совмещены друг с другом промежуточными лестничными площадками. Бывают сооружения с отправными и выходящими на каждый этаж лестничными площадками, увенчанные роскошными балюстрадами. Осевая линия прямой конструкции не меняет своего направления, поворотные же лестницы оснащены площадками или забежными ступенями, за счет которых и осуществляется поворот. По способу крепления можно выделить маршевые лестницы на опорных столбах, промежуточных подвесах, больцах и косоурах.

Чаще всего можно встретить маршевые лестницы, закрепленные к полу при помощи опорных столбов. Этот верный способ крепления лестниц является самым популярным. Если качество строения загородного дома, а также особенности и толщина межэтажного перекрытия позволяют, то опорные столбы вполне возможно заменить промежуточными подвесами, прикрепленными к потолку. В этом случае ступени соединяются между собой и крепятся к потолку удлиненными столбами, которые служат лестнице своего рода ограждением. Маршевая конструкция на промежуточных подвесах дарит ее владельцам дополнительное свободное пространство под лестницей, которое можно с пользой применить в быту.

Лестницы на больцах производят неизгладимое впечатление не только на детей, но и на взрослых. Секрет такой лестницы прост и таится он в особой невидимой системе крепежа. При помощи металлических болтов, так называемых больцев, ступени маршевой лестницы соединяются друг с другом с внешней стороны, а с внутренней - прикрепляются к несущей стене кронштейнами. Таким образом создается интересный эффект застывших в воздухе ступеней, который способен полностью перевоплотить интерьер, экстерьер дома и придать ему интригующую недосказанность. Подобного рода инженерное решение позволяет без труда снять одну или несколько отдельных ступеней, требующих ремонта, не повредив при этом общую лестничную конструкцию. С первого взгляда необычная маршевая лестница на больцах внушает недоверие к надежности ее конструкции, однако, данный вид крепления считается одним из наиболее надежных и безопасных в применении.   

Существует также принцип крепления маршевой лестницы с использованием специальных балок, которые называются косоурами. Такие косые металлические балки являются основными несущими элементами, которые снизу поддерживают ступени и всю лестничную конструкцию в целом. Способов установки косоуров немного, либо это одна прямая балка, которая закрепляется под ступенями по центру, либо две по бокам, которые тянутся по всей длине марша до самой лестничной площадки. Дизайн и форма косоуров варьируется в зависимости от стилистики и конструкции лестницы. Способ крепления лестницы на косоурах не замысловат и очень распространен в производстве.

Ранее винтовые лестницы использовали лишь как второстепенные сооружения, ведущие в подсобные помещения и к техническим выходам, а в центральных залах особняков предпочитали устанавливать широкие, торжественные маршевые лестницы. Современный мир изменил отношение к винтовой лестнице, и сегодня она составляет достойную конкуренцию любой маршевой конструкции. Люди нашего времени выбирают винтовую лестницу отнюдь не оттого, что она способна идеально вписаться даже в самое маленькое помещение, привлекает в ней больше оригинальная конструкция и яркая эстетическая концепция. Наружная винтовая лестница в наши дни тоже не редкость, с отведенной ей в экстерьере главной ролью она достойно справляется. Порой красота винтовой лестницы оказывается столь завораживающей, что человек пренебрегает тем фактом, что постоянное движение по крутой спирали может принести лишний дискомфорт. Ступени винтовой лестницы обычно веером крепятся к центральной опорной колонне, а между собой соединяются при помощи специальных болтов. Основная нагрузка приходится именно на этот столб, который и обеспечивает ступеням полную неподвижность. Направление подъема винтовой лестницы может происходить как по часовой стрелке, так и против нее. Вид конструкции прямым образом зависит от типологии строения здания, но чаще всего такого рода лестничные сооружения проектируются так, чтобы подъем по ним осуществлялся исключительно по ходу часовой стрелки.

Занимательным вариантом, как для интерьера, так и для экстерьера загородного дома является спиральная лестница. От винтовой лестницы спиральная конструкция отличается другим способом крепления, а также большим внутренним радиусом. Центральный крепежный столб в данном строении отсутствует, а основная нагрузка здесь приходится на спиральные опорные балки-тетивы, установленные по бокам от ступеней. Спиральная лестница обладает отличным от винтовой конструкции художественным образом. Данная лестница представляет собой замысловатое сооружение из забежных ступеней, обрамленное внутренними и внешними спиральными ограждениями, несимметричными между собой. Для крепления спиральной лестницы также можно использовать больцы и промежуточные подвесы к потолкам, но такие сложные виды крепежа применяют лишь в редких случаях, если того требует нестандартный тип постройки. Комбинировать друг с другом возможно не только методы крепления, но также в одном проекте можно гармонично соединять несколько типов лестничных конструкций. Чаще всего потребность совмещения, например, маршевой лестницы с винтовым или спиральным сооружением вызвана недостатком жилой площади. Под давлением таких обстоятельств рождаются уникальные и очень оригинальные лестничные композиции.

Литые лестницы имеют огромное количество неоспоримых преимуществ перед коваными конструкциями. Принцип художественного литья позволяет мастерам производить целиком чугунные лестничные композиции, составные части которых изготавливаются по отдельности и в последствии собираются механическим путем в единое целое. Это дает возможность создавать идеальные в художественном плане и завершенные с конструктивной точки зрения сооружения лестниц. Специфика кузнечного дела накладывает на создание стальных лестниц определенные ограничения. В ковке представляется невозможным производство ступеней и площадок, столь ярко выраженных на общем фоне лестничной композиции. Площадки, ступени из литья могут украсить своим присутствием, как чугунные, так и монолитные лестницы из камня, бетона. Литые сооружения обладают безупречными внешними данными и благородными чертами. Лестницы из чугуна износостойки, не подвержены деформации и коррозии, они выдерживают любые погодные условия, что нельзя сказать о кованых лестницах. Самым важным недостатком стальных лестниц считается их высокая травмоопасность. Довольно часто в состав кованых конструкций входят опасные по форме своей металлические элементы, которые могут нанести серьезные травмы, как взрослым, так и детям. Изделия из художественного литья отличают мягкие линии, сглаженные формы, плавные переходы, которые абсолютно безопасны в использовании.

Лестничное ограждение, состоящее из повторяющихся миниатюрных колонн-балясин лучше и выгодней всего делать в художественном литье. Особая технология литья дает возможность специалистам воспроизводить неограниченное количество точных копий одного и того же столба, что представляется невозможным в процессе ковки металла. В кузнечном деле большое значение имеет человеческий фактор. Балясины, созданные кузнецом вручную, всегда будут отличаться друг от друга, в то время как литые изделия повторяются с точностью до миллиметра, не теряя при этом в качестве. Внешний облик лестничной композиции способен пострадать ввиду особой специфики кузнечного ремесла. Художественное литье невероятно пластично и по сравнению с ковкой предоставляет мастерам больше возможностей проявить себя в художественном плане. Данный метод формовки металла дает возможность литейщикам искусно обрисовывать тонкие линии и мельчайшие детали каждого чугунного элемента. Без сомнений, литые балясины выглядят гораздо интересней и роскошней, нежели в ковке. Бронзовое исполнение придает литым изделиям особую эстетическую ценность. Такие металлические балясины представляют собой настоящие произведения искусства.

Если говорить о лестничных ограждениях, то для винтовых и спиральных конструкций их разумнее выполнять в художественной ковке. От отдельно стоящих балясин решетки-ограждения отличаются сложной композицией, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой деталей. Балясины являются самостоятельными элементами с конструктивной и стилистической точки зрения, решетки же прямым образом зависят от специфики лестничной конструкции. Винтовая, спиральная лестницы являются достаточно замысловатыми и сложными для производства сооружениями. В этом случае удобнее и проще изготавливать решетки в художественной ковке. Стальные ограждения кузнецы могут легко согнуть, подогнать под спиральную форму, в то время как литейщикам каждый раз придется делать новую заготовку решетки для отдельного марша, чтобы создать эффект изгиба.

Любителям нестандартных решений могут приглянуться лестницы, выполненные по смешенной технике. Комбинированные лестницы представляют собой сложные конструкции, состоящие из взаимодополняющих друг друга деревянных, каменных, стеклянных, а также металлических элементов. Наиболее часто встречаются такие сочетания, как деревянные марши и чугунные ограждения, каменные ступени и бронзовые балясины. Эстетически интересной и актуальной во все время будет смотреться лестница, лаконично совмещающая в себе изделия из художественного литья и ковки.

Наша Команда:
  • Угольков Александр
    Генеральный директор
  • Белов Алексей
    Руководитель литейного цеха №1
  • Трохин Павел
    Руководитель литейного цеха №2

показать всех →